Вернуться к списку статей

Что такое брендбук?

Такое слово как брендбук (бренд-бук, бренд бук) появилось в русском языке относительно недавно. Видимо, это есть причина, что его толкования и правильного написания нет в словарях. Если привести определение брендбука, понятное большинству людей, то это не что иное как руководство к действию по использованию фирменного стиля компании.

Развитие брендбука в России прошло всего пару этапов. Так во времена СССР считалось особым шиком создание руководства по фирменному стилю. Но красивой книгой никто не пользовался. В «лихие» девяностые попытка создания брендбука была равнозначна бесполезному выкидыванию денег. Сказывался невысокий уровень деловой культуры зарождающегося капитализма.

С приходом на российский рынок транснациональных компаний, с их объемными и многотомными брендбуками, где содержится масса рекомендаций и запретов, многие отечественные фирмы стали создавать собственные инструкции по употреблению фирменного стиля. Особенно это стало актуальным для компаний, которые по роду своей деятельности контактируют со своими зарубежными партнерами.

Однако до сих пор правильно пользоваться брендбуками могут далеко не все специалисты, работающие в отечественных компаниях. А ведь несоблюдение правил, прописанных в брендбуке, может исказить имидж компании, сделать её неузнаваемой.

В идеальном варианте, брендбук должен быть у каждой фирмы, которая претендует на солидность и уверенность в завтрашнем дне. Однако есть немало примеров, когда успешные компании обходятся вообще без фирменного стиля и брендбука. Такое тоже возможно. Но это справедливо для небольших компаний. Крупным же корпорациям, с разветвленной сетью офисов для работы с людьми брендбук просто необходим. Подобным корпорациям необходимо, чтобы их офисы четко определялись на местности населением. При этом важно, чтобы всевозможные рекламные материалы (от телевидения, до буклетов и брошюр) имели четкую фирменную символику, нанесенную без искажения размеров, положения логотипа, цветовой корпоративной гаммы. Не совсем понятно, почему крупные и уважаемые корпорации относятся к применению собственного фирменного стиля небрежно.

В общем, если у компании больше одного офиса, а реклама идет в нескольких изданиях, наличие самого минимального брендбука просто необходимо.

Особенно актуально соблюдение требований брендбука для многочисленных франчайзинговых сетей, которые осуществляют свою деятельность в различных сегментах рынка.

Есть достаточно примеров, когда наличие грамотно составленного и подробного брендбука позволяло привлечь крупных инвесторов.